Регистрация
|
|
Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться.
Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов. |
Статьи
История на дне
Скрытое толщей воды дно Байкала во многом остатся белым пятном для человека, и подводный мир озера при каждом погружении преподносит аквалангистам много сюрпризов.
Дайверы говорят, что интересное место для погружений в порту Байкал, где можно исследовать подводную часть старинного причала и порыться в скопившемся за сотни лет корабельном хламе, усеявшем уходящий в бездну склон. В акватории порта имеется два затонувших объекта: баржа, глубина 10 м, и остатки большого недостроенного корабля, глубина 16 метров. Затонувшие объекты, по рассказам дайверов, можно увидеть и в других местах: напротив Яхонта на глубине 120 м лежит японский грузовик, на мелководной банке напротив Култука 6 разбросанных на разной глубине старинных металлических понтонов, на шельфе у Кругобайкалки (Полумесяц) на глубине 40 м лежит якорь, остатки железнодорожного вагона напротив Катаржанки, а на шельфе у причала турбазы Тажная россыпи дореволюционных патронов, ещ 4 якоря на глубинах от 60 до 20 метров лежат на дне рядом с разрушенными подводными причалами в Листвянке, там же, в подводном гроте, на глубине 14 м дайверы закладывают на хранение бутылки с вином, среди них есть именные, например, музыканта Андрея Макаревича.
В исторических хрониках зафиксированы даты и места гибели байкальских судов. Из-за больших глубин эти затонувшие корабли до сих пор не найдены, но благодаря холодной пресной воде они могут идеально сохраниться до наших дней. В 1883 г. близ Ушканьих островов потерпела крушение и затонула парусная шхуна Первенец. В 1888 г. затонул пароход Николай, принадлежащий купцу A. M. Сибирякову, в 1900 г. пароход Лебедь с 800 мест чая, в 1901 г. в сильный шторм разбилось в щепки о скалы мыса Кобылья голова судно Потапов.
Ледокол-паром Байкал в августе 1918 г. был расстрелян из пушек белочехами загорелся и затонул у ст. Мысовая. До середины 20-х годов его остов, по свидетельству местных жителей, находился на мелководье вблизи берега. Позже его выступающий из-под воды остов, по бытующей в настоящее время версии, разрезали, и металл судна отправили на переплавку. Историк В. Тиваненко высказывает сомнение, что такая операция в те годы была технически возможна. По другим, более убедительным рассказам, его остов никто не разрезал и не поднимал со дна, и он по-прежнему, как знаменитый Титаник, покоится на дне Байкала. Подтвердить или опровергнуть эти гипотезы уже мало кто может: людей, помнящих об этом событии, найти не удатся. Не сохранилось в Восточно-Сибирском Речном пароходстве и никаких документов на этот счт, да и аквалангисты пока ещ не добрались до этих мест. Судя по рассказам байкальских капитанов, это легендарное судно до сих пор покоится на дне Байкала и ждт подводных исследователей. Эту же версию подтверждает старожил послка Листвянка, судостроитель М. К. Столяров, который точно знает, что судно никто не поднимал.
Рыболовецкий бот, занеснный песком, лежит недалеко от берега в бухте Загли (остров Ольхон). Баржа нерповщиков, выброшенная с мелководья на мыс Верхнее Изголовье, и остов ещ одного судна известны на побережье полуострова Святой Нос. Деревянный баркас был обнаружен в 2005 г. при прокладке кабеля на дне пролива Ольхонские ворота. В 1983 г. напротив Красного Яра в 500600 м от берега затонул катер Академик Шокальский. Катер гидрометеослужбы шл без балласта, попал в сильный порыв ветра, перевернулся и затонул на глубине около 1 км. До сих пор это судно не поднято на поверхность. В 1940 г. в бухту Фролиха упал гидросамолт, в 2006 г. напротив мыса Рытого потерпел крушение вертолт Ми-2. Судьба этих и многих других затонувших судов, самолтов, автомобилей и места их точного нахождения на дне Байкала не установлены.
В иркутской летописи есть и такой факт: 14 сентября 1900 года во время манвров на станции Байкал слетели в воду и ушли на глубину 17 саженей (это более 40 метров) четыре вагона с военными грузами. Так и лежат на дне байкальском трхлинейки и пулемты Максим, предназначенные для русских солдат в Маньчжурии, охранявших КВЖД.
Затопленных искусственных сооружений и следов деятельности человека под водой на Байкале известно очень мало. При заполнении Иркутского водохранилища ушла под воду железнодорожная ветка Иркутск порт Байкал на левом берегу Ангары. Здесь хорошо сохранились опоры мостов и подпорные стенки, сложенные из обтсанного камня в начале ХХ в.
20.02.2008 - Сергей Волков